Информационная карта инновационного опыта
1.Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Малышева Вера Владимировна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кисловская средняя школа,
606231 Нижегородская область, Лысковский район, поселок Нива, улица Солдатова дом 2 |
учитель географии |
26 лет | |
|
|
|
|
|
|
|
2. Сущностные характеристики опыта
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ |
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
1. Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя географии в условиях модернизации современной школы.
2. Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках географии.
3. Повышение уровня познавательной мотивации к урокам географии и как следствие - повышение качества знаний.
4. Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.
5. Принципы работы с электронными версиями мультимедиа учебников.
6. Защита учащимися и учителями своих проектов, выполненные как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др.
|
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Повысится уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов; возрастет познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамен; выростет уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).
|
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Информационные технологии формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, тем самым создаются благоприятные условия для повышения уровня мотивации познавательной деятельности учащихся делают урок для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого. |
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
В способах реализации многое может идти от особенностей содержания темы, от учебных возможностей школьников, их эмоционального и познавательного опыта, наконец, от особенностей личности самого учителя. Важным является высокий уровень профессиональной подготовки учителя; готовность к обобщению и распространению собственного опыта; наличие необходимого учебно-методического обеспечения; высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности учителя. |
6.Результат изменений |
Поиск таких форм обучения, методов и приёмов, позволяющих повысить эффективность усвоения географических знаний, распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. |
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
1.«Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ»http://www.openclass.ru/my_page_all |
3.Описание инновационного опыта учителя*
Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.
В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы. Получать необходимый опыт работы с ИКТ и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам:
1. Наличию современного компьютерного оборудования и интерактивной доски в кабинете географии;
2. Применению мультимедиа учебников разных авторов с 6-го по 11-й класс, использование другого программного продукта;
3. Изучению методической, педагогической литературы;
4. Наличию коллектива учащихся и учителей, способных работать в новых условиях;
Специфика географической информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:
- скрыты от глаз наблюдателя;
- все процессы происходят в динамике.
Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернетресурсы. Проанализировав географические знания учащихся, я пришла к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.
Компьютерные программы в учебном процессе предполагают большие развивающие возможности. Включение таких источников в учебный процесс способствует:
-связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;
-дополняет предмет новыми сведениями;
-поддерживает актуальный уровень предмета;
-способствует развитию личности учащегося.
Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения, рекомендованы Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект учебников географии. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса географии:
1.Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;
2.Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;
3.Игровые моменты пробуждают интерес к предмету;
4.Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление;
5.Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания;
6.Анимация позволяет смоделировать реальную географическую ситуацию;
Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы.
В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников за 6 – 8 классы «География. Наш дом - Земля», авторы И.В.Душина, В.А. Коринская, В.А.Щенев, 7 кл. «География России», авторы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева и др., 8кл. «Начальный курс географии» Петровой Н.Н., 6кл. «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 6-11кл. Все учебные материалы одобрены МО РФ и разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ.
Использование современных средств педагогических технологий, информационных компьютерных технологий даёт возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ. Можно создавать игровые моменты и использовать видеоматериал для познавательных задач. Можно использовать интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ, который упрощает старшеклассникам и выпускникам подготовиться к новому виду итоговой государственной аттестации, даёт возможность получить подробный анализ результатов тестирования по географии и устранить пробелы в знаниях, психологически подготовиться к новым требованиям проведения выпускных школьных экзаменов.
Предложенные мною приёмы использования ИКТ далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следуют и поставленные мною задачи:
1.Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя географии в условиях модернизации современной школы.
2.Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках географии.
3.Повышение уровня познавательной мотивации к урокам географии и как следствие - повышение качества знаний.
4.Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.
5.Принципы работы с электронными версиями мультимедиа учебников.
6.Защита учащимися и учителями своих проектов, выполненные как слайд - презентации с использованием программ Power Point,Excel и др.
Результативность опыта использования ИКТ на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:
1.Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;
2.Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена.
3.Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).
Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ая успеваемость, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных материалов по ИКТ.
Предметом моего исследования является разнообразие методик и форм по развитию познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ. Изложенные выше факты определили тему моей творческой работы «Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ»
Цель: обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по географии через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.
В связи с этим определяются задачи:
1.Обеспечение качества усвоения знаний по географии.
2.Развитие общеучебных умений и навыков.
3.Содействие развитию ИКТ-компетентности.
4.Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии.
4. Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
|
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
|
5. Информационные характеристики опыта**
Характеристики инновационного опыта**
|
Обучение*** |
Воспитание*** |
Дополнительное образование*** |
1. Ценности и ценностные ориентации |
Индивидуализация и дифференциация в обучении, расширение кругозора, познавательная активность |
|
|
2. Цели и задачи
|
Развитие познавательных интересов. Оптимизация и повышение результативности образовательного процесса |
Общение, исследовательская деятельность |
Индивидуальные способности, творческий рост, интеллектуальный потенциал, исследовательская деятельность |
3. Управление образованием |
|
|
|
4. Содержание образования |
Направленность на развитие познавательной активности в преподавании географии |
Положительная мотивация |
Элективные курсы |
5. Технологии, ИКТ в том числе |
Игровые, личностно-ориентированные, разноуровневые технологии с применением ИКТ |
Личностно-ориентированные, коллективное творческое дело, игра |
|
6. Средства
|
УМК, компьютер. |
|
|
7. Методы
|
Проблемные, частично-поисковые, исследовательские |
|
|
8. Организационные формы |
Индивидуальное, групповое обучение |
|
|
9. Образовательная среда |
Базовое образование, уроки |
|
|
10. Информационно-методическая среда |
Открытые уроки, работа в МО, семинары |
|
|
11. Информационные ресурсы |
Интернет-ресурсы, электронные учебники, электронные библиотеки. |
Интернет, электронные энциклопедии |
|
12. Организационные ресурсы |
Учебный план образовательного учреждения |
|
|
13. Мотивационные ресурсы |
Самореализация.
Повышение квалификации. |
|
|
14. Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ) |
|
|
|
15. Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) |
Районные семинары учителей географии |
|
|
16. Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) |
|
|
|
17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ) |
|
|
|